Василий Никитич Татищев. Школы и просвещение.

В июне 2020 года мы ещё раз обращаемся к многогранному научному наследию В.Н.Татищева. Его творческое наследие составляет более 100 работ разнообразного жанра на самые различные темы. Неуместным делом считал Василий Никитич Татищев необразованность.

В зависимости от возраста обучающихся он предлагал разные приёмы обучения. Основной приём - работа учителя с учениками, так как дети разного возраста учились в одном классе, старшие сильные ученики были обязаны помогать младшим. Такая методика обучения была популярна в России в 20-60е гг. XIX века. Особо относился Татищев к применению поощрений и наказаний. Он был против строгих телесных наказаний, которые предусматривались уставами семнадцатого века. Татищев полагал, что наказание « нужно не только битьём… более стыдом… яко стоя у двери или несколько часов излишне перед другими в школе удержать». Чтобы ученики скорее охотно обучались и меньше принуждения требовали, он советует учителям давать ученикам конкретные задания, и «как скоро который урок свой выучит, так скоро его с похвалой выпустить». Татищев утверждал, что обучение должно вестись всю жизнь: «Человеку учение – свет, а неучение – тьма есть» (« Разговор двух приятелей…»).

На Урале Татищев создал целую сеть школ разного уровня. Часто содержание этих школ ему приходилось вести и на свои личные средства.

Предметом постоянной заботы Татищева были библиотеки. Много книг он вывез из обеих своих заграничных поездок. В 1735 году создал в Екатеринбурге Горную библиотеку. Уезжая, в 1737 году он дарит этой библиотеке 800 своих личных книг.

И сейчас остаются интересными высказывания Татищева о том, каким должен быть учитель. В работе «Учреждение, коим порядкам учители русских школ имеют поступать» (1736г.) говорится: «Учитель должен быть благоразумен, кроток, трезв, не блудлив, не крадлив…паче же младенцам своим добрым честным житием был образец».

Педагогика была для Татищева не основным делом, а нужно было подготовить кадры для горных заводов. Это были признаки наличия на Урале собственной системы образования, что было важно для всей России.

В1723 году в Соликамске была открыта цифирная школа. Потребность в грамотных людях была так велика, что ученики, достигшие определённых успехов, отрывались от учёбы для выполнения срочных заданий, ведомостей, переписки. Перед школами В.Н. Татищев ставил задачу не только дать образование ученикам, но и воспитать их: «Учителям ребят обучать не токмо грамоте, но и в страхе божия, почитания властям и всякому честному и порядочному обхождению» - писал он в наказе 1721 года.

Василий Никитич Татищев подсчитал, что в 1733году по всей России обучалось всего 1850 человек, и предлагал довести число учащихся до 21000 человек. Учёный разработал программу школьного строительства на Урале и в России, вёл постоянную переписку по научным вопросам, а также и научно – педагогическим: о присылке в уральские города учителей, инструментов, приборов, учебников, пособий. Он считал, что в первую очередь следует обучать сыновей дворян и детей боярских, ибо их, как грамотных, можно сразу определять в арифметические школы. Именно этих детей надо готовить на административные посты в горнозаводской промышленности.

Основной контингент учащихся составляли дети мастеровых и служащих (мастеров, подмастерьев, заводских учеников), духовенства и подъячих. Крестьянских детей в горнозаводские школы не принимали. Сроки обучения длились от 2 до 6 лет. На словесном отделении – дети от 2 до 6 лет, а на арифметическом - от 12 до 17.

Пётр Первый в 1714 году учредил цифирные или арифметические школы, в которых преподавались грамота, счисление и основы геометрии; ученики обучались бесплатно и платили только за выход из школы. Городам приказано было открывать начальные училища, в которых могли учиться дети всех сословий.

Посетителям музея мы охотно рассказываем о жизни, научной и государственной деятельности В.Н.Татищева. Вспоминаем Татищевские места в Солнечногорье: Болдино и Рождественский погост – место погребения Василия Никитича Татищева. На пострадавшем от времени надгробье – саркофаге читаем: «…генерал – бергамейстер 737, тайный советник и в том чину был в Арен - бурге и в Астрахани губернатором и в том чину 1750 году скончался июня 15 дня» (надпись приводится в сокращении).

Список использованной литературы доступен в музее истории образования.

Фотографии 2010 года.

 1.jpg

тт.jpg

Исп. Т.В.Подвойская – лектор музея истории образования МКУ ДПО «УМЦ».